КАК СТАНОВИЛОСЬ «ОГНЕННОЕ РЕМЕСЛО» | «Мышгород» Семейный кемпинг и Центр ремёсел

КАК СТАНОВИЛОСЬ «ОГНЕННОЕ РЕМЕСЛО»

Рождение: бронзовый век

Первым металлом, который узнало человечество, была самородная медь (по другим источникам — золо​то). Знакомство человека с медью состоялось примерно 6 тысячелетий назад. С этого момента история че​ловечества пошла по качественно иному пути: камень уступил позиции металлу. Следующим металлом в ар​сенале древних людей стала бронза — сплав меди с оловом. Открытие бронзы завершило непродолжитель​ный “медный век” и положило начало двум бронзовым тысячелетиям. В бронзовом веке было создано мно​жество великолепных произведений искусства, часть которых дошла до наших дней. Предположительно, бронза была получена случайно — в ходе выплавки меди. По сравнению с материнским металлом бронза оказалась более легкоплавкой, но и более твердой. Орудия труда из бронзы были качественнее и служили дольше, чем медные или каменные. И если медь обрабатывали способом холодной ковки при помощи камен​ных ударных инструментов, то с появлением бронзы возникла новая техника обработки металла — литье.

О более позднем периоде мы можем судить по единичным сохранившимся материальным памятникам и трудам первых историков: Геродота и Плиния Старшего. Важным источником информации о культуре ан​тичной Греции являются поэмы Гомера “Одиссея” и “Илиада”, в которых описываются события бронзового века. Косвенно на важность кузнечного ремесла в жизни древних греков и римлян указывает то место, кото​рое занимал в пантеоне античных богов Гефест (Вулкан) — бог огня и художественного ремесла, покровитель кузнецов. Будучи сыном Зевса, главного бога греческого Олимпа, и его официальной жены Геры, Гефест сам был отличным кузнецом и прекрасным художником. Благодаря усилиям Гефеста все боги Олимпа обитали в великолепных дворцах, изготовленных из металла.

Детство и отрочество: начало железного века

В начале 1-го тысячелетия до н. э. на смену бронзовому веку пришел век железный. Хотя первые предме​ты из железа, обнаруженные на территории нынешних Сирии и Ирана, датируют 3 в. до н.э., то есть железо (метеоритного происхождения) умели обрабатывать уже в бронзовом веке. Переход к новому металлу объ​ясняется тем, что люди научились добывать железо из недр Земли и перестали зависеть от метеоритных дождей. Открыв железные руды, древние люди обнаружили, что железо окружает их повсюду. Кроме того, по мере освоения железа была выявлена зависимость физических свойств металла от способа его обработ​ки. “Металлургическая революция” затронула практически все регионы Европы и Ближнего Востока. Причем железное ремесло получило развитие не только в древних рабовладельческих государствах, которые нако​пили достаточно богатый опыт обработки бронзы, золота и серебра, но и в невежественных в этом плане пер​вобытных племенах. Однако распространение железной металлургии происходило неравномерно и в разное время.

Предположительно, способ получения железа из железных руд был открыт во 2-ом тысячелетии до н. э. в западной части Азии. В 12-11 веках до н. э. произошел массовый переход к производству железа в Древ​ней Греции, государствах Закавказья и на Ближнем Востоке. Самый древний способ получения железа из железной руды — сыродутный. По наиболее распространенной версии, сыродутный процесс впервые был применен племенами, жившими в горах Армении и подчинявшимися хеттам. Древние кузнецы дробили кус​ки железной руды, смешивали их с древесным углем и помещали в специальные ямы (горны), вырытые с на​ветренной стороны высоких холмов или гор. После этого древесный уголь поджигали. Под воздействием вы​сокой температуры руда превращалась в железо. Но так как температура была ниже точки плавления желе​за, то металл, полученный сыродутным способом,- имел не жидкую, а губчатую консистенцию. Для придания крице (комку пористого железа) нужной формы ее подвергали горячей ковке. Мягкое железо либо закалива​ли в воде или масле, либо погружали в тушу животного. Сыродутное железо уступало по прочности бронзе.

Предметы, изготовленные из него, отличались достаточно низкими механическими свойствами.

В 9-7 веках до н. э. были изобретены ковка, закалка и способы изготовления стали — углеродистого спла​ва железа. В памятниках литературы этого периода появляется упоминание не только уже известного литья, но и горячей ковки. Из литературы же узнаем, что закалку стали древнегреческие кузнецы осуществляли в воде, крови или бараньем сале.

Благодаря более высоким механическим свойствам стали и общедоступности залежей железных руд бронза была окончательно вытеснена черным металлом. Из железа начали изготавливать не только предме​ты языческого культа или украшения, но также оружие и орудия труда.

На территории Западной Европы начало железного века связывают с так называемой <i>“гальштатской культурой”</i>, датируемой примерно 9-4 веками до н. э. Культура названа по могильнику, обнаруженному ар​хеологами вблизи г. Гальштат (Австрия). Среди прочих предметов в захоронении было найдено железное ору​жие: мечи, топорики, кинжалы, наконечники копий. Для гальштатской культуры, распространенной на терри​тории Австрии, Германии, Югославии, Албании и отчасти Чехии и Франции, было характерно производство и использование как бронзовых, так и железных орудий труда. При этом прослеживалось влияние формы бронзового литья на железные изделия. Для ковки железа гальштатские кузнецы использовали в основном технику резких чеканящих ударов, заимствованную из техники обработки бронзы. К 4 веку гальштатскую культуру сменила “латенская”.

>Латенская культура<это культура кельтских племен, которые во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. расселились на значительной территории центральной Европы. Культура получило название по швей​царскому городищу Латен. К этому моменту бронзовые орудия труда были уже полностью вытеснены желез​ными. Латенские кузнецы в совершенстве овладели техникой ковки железа в нагретом состоянии. Наблюдая за поведением металла в режиме воздействия высоких температур, кельты начали осваивать закономерно​сти пластической деформации металла. Крица поступала к кельтам в виде прутков или дисков и часто была предметом торговли. У британских кельтов кричный полуфабрикат выступал в роли платежного средства. Ко​ваные изделия кельтов отличались большей сложностью и оригинальностью, нежели находки гальштатского периода.

Латенская культура оказала значительное влияние на культуру многих европейских племен некельтского происхождения, включая, предположительно, и славян.

>Юность: кузнечное ремесло в средние века<

В начале новой эры, берущей отсчет от Рождества Христова, античная цивилизация уживалась бок о бок с так называемыми “варварскими племенами”, находящимися на стадии первобытнообщинного строя. “Вар​варами” эти племена называют условно: древние европейцы обладали самобытной, высоко развитой мате​риальной и духовной культурой, что наглядно представлено на примере кельтов. В 3-4 веках н. э. началось Великое переселение народов, которое привело к гибели античной цивилизации. Культура древних греков и римлян была отчасти уничтожена, отчасти ассимилирована варварскими племенами. С момента вторжения варваров в Римскую империю, античные города пришли в упадок. Искусство античных ремесленников, вклю​чая кузнецов, стало исчезать. В целом в этот смутный период европейской истории достаточно трудно вос​становить картину об уровне развития художественных ремесел. Первые и единичные железные находки, об​наруженные в Моравии, относятся только к 8-9 векам н.э.

В смутные времена малочисленное население Европы жило в деревнях и феодальных замках, то посте​пенно с ростом экономической стабилизации ситуация менялась коренным образом. Численность населения Европы росла год от года. “Лишним” людям необходимо было искать не аграрные способы пропитания, что привело к развитию ремесел. Самыми востребованными были металлические и мануфактурные ремесла. При дворе каждого крупного феодала работали так называемые “министериальные” ремесленники, кото​рые изготавливали предметы домашнего обихода. И хотя трудно говорить о принципиальном разделении труда а раннем Средневековье, тем не менее, имеются сведения о различных специализациях кузнечного дела: щитников, оружейников, железняков и др. В частности железняки поставляли ко двору феодала же​лезный полуфабрикат. В большинстве же случаев средневековый кузнец нередко выступал и в роли и литей​щика, и слесаря и т.п.

Ремесленники существовали не только при феодальных замках, но и при богатых монастырях, которые представляли собой другой пример социальной общности раннего Средневековья. Помимо предметов оби​хода, монастырские ремесленники изготавливали вещи, которые сегодня воспринимаются произведениями искусства: подсвечники, кадила, ложки и другие предметы религиозного культа и быта. Деревянные двери христианских храмов укреплялись коваными деталями — горизонтальными консолями, которые разветвля​лись в спирали и покрывали собой всю поверхность двери, тем самым соединяя вместе дубовые доски. На​иболее интересными примерами работы средневековых кузнецов являются храмовые решетки, выполнен​ные в романском стиле. Массивные решетки составлялись из вертикальных прутков ква​дратного сечения, зафиксированных наискось или отвесно. Образовавшиеся между прутками пустоты рав​номерно заполнялись спиралями. Становление ремесла привело к расширению торговли, которая в свою очередь послужила причиной се​рьезных перемен, связанных с бурным развитием нового политического, экономического и социального фе​номена — средневекового города. Первые города представляли собой торговые поселения, куда съезжа​лись ремесленники и купцы всех мастей. Уже в 12 веке средневековые города становятся центрами духовной и материальной культуры, очагами распространения нового мировоззрения. Процветание средневековых городов, зарождение книгопечатания, возникновение университетов, все это способствовало тому, что в 12-13 веках возникло новое мировосприятие, а вместе с ним и новое стилевое направление в художествен​ной жизни Европы —готика

С развитием городских ремесел появляются первые признаки организации ремесленного труда. Едини​цей организации трудового люда средневекового города становится цех, объединяющий ремесленников, за​нимающихся однородным ремеслом.

В 13 веке появляются первые отчетливые признаки специализации в кузнечном ремесле: гомогенная мас​са кузнецов дробится на шлемников, кольчужников, латников, щитников, баллистариев (ремесленников, производящих приспособления для стрельбы), лопатников, спицечников, ножовщиков (которые в свою оче​редь делятся на ножничников и ножиковщиков), игольников, пильников, гвоздников, бидонщиков, жестянщи​ков, замочников, копейщиков, монетчиков, поясников, пряжечников, лудильщиков и всевозможных граверов по металлу. Каждое из перечисленных направлений кузнечного мастерства становилось самостоятельным ремеслом. Специализацию большинства ремесленников можно легко определить по на​званию. В частности замочники занимались изготовлением замков и решеток, шлемники — шлемов и т.д.

В 16 веке цеховая организация становится тормозом дальнейшего прогресса. Закостенелая организация городских цехов, в которую попасть постороннему человеку практически невозможно, препятствовала приливу новых ремес​ленников. Между тем потребность в художественных изделиях постоянно росла. Это объяснялось, с одной стороны, развитием денежной торговли и роста числа рынков, с другой стороны, на​коплением капитала у среднего слоя горожан (мещан), занима​ющихся торговлей. В Италии появились первые мануфактуры.

Основным интересом кузнечного дела 16-17 веков были де​коративные решетки, поэтому совершенствование кузнечной технологии шло в рамках изготовления именно этого предмета. Четырехгранные прутья были заменены более удобными в ра​боте круглыми прутками, холодная клепка — ковкой в горячем состоянии. В местах пересечения прутков делались просечки, в которые они продевались. Решетка из круглых прутков была не менее прочной, чем готическая, но одновременно более легкой и изящной. В некоторых случаях решетки напоминали застыв​шее в железе тончайшее кружево.

В конце средних веков впервые появляется феномен автор​ства. Если до этого произведения художественных ремесел бы​ли анонимны, то в 16 веке они обретают имена мастеров, изго​товивших их. Благодаря именным клеймам в анналах европей​ской истории сохранились имена таких кузнецов, как Ганс Мез-гер (решетка у надгробия Фуггеров в церкви Св. Ульриха в Ауг-сбурге), Ганс Руге (решетка ратуши в Люнебурге), Паулюс Кун (Красный колодец в Нюрнберге), Фр. Де Саламанка (решетка кафедрального собора в Севилье), испанец Бартоломео (ре​шетка кафедрального собора в Гранаде) и др.

Расширение сети металлургических предприятий, появле​ние новых технологий обработки металла и соответственно но​вых инструментов, изобретение круглого прутка, общий подъем в культурной и художественной жизни многих европейский стран, — все это способствовало прогрессу в области кузнечно​го ремесла.

Зрелость: “Золотой век” художественной ковки

Несмотря на то, что в архитектуре 17 века наметились значи​тельные стилевые изменения, кузнечное ремесло долгое время оставалось консервативным. Новые архитектурные формы про​должали украшать решетками, выполненными по канонам 16 века.

Отправной точкой для смены стиля послужило изменение основного элемента решетки — все того же круглого прутка, определившего характер кузнечного творчества вплоть до тридцатых годов 18 века. Круглые прутки закручивались в спирали и кольца подобно каллиграфическому письму. В местах соединения прутки расплющивались и оформлялись в виде листьев, на которых нередко выполняли гравировку.

Уже во второй половине 17 века у Европы в области кузнечного художественного творчества появляется единая “законодательница мод” — Франция. С восшествием на престол Людовика 14 (1638-1715) во Фран​ции начинается период расцвета абсолютной монархии. С возникновением мануфактур появляются первые признаки капиталистического предпринимательства. В искусстве и художественных ремеслах воцаряется новый стиль — барокко, который своей пышностью, торжественностью и чрезмерностью как нельзя лучше отражает господство абсолютизма. В начале 18 века “французский вкус” распространя​ется по всей Европе и становится самым модным и авторитетным на протяжении нескольких столетий.

Развитие кузнечного дела во Франции было тесно связано с оживлением строительства, поэтому фран​цузские кузнецы 17-18 веков работали в тесном контакте с архитекторами. Более того, часто бывало так, что кузнец отталкивался от проекта, предложенного архитектором, к которому необходимо было приспособить технику ковки. Главный акцент в кузнечном деле эпохи барокко делался не на технике ковки, которая остава​лась прежней. Новшества касались главным образом стилевых особенностей кованых изделий. Основным элементом решеток в стиле барокко был акантовый лист, сопровождавший круглые и скрученные в спирали прутья. Не отказалось барокко и от средневековых четырехгранных и плоских прутков, которые теперь ис​пользовались по-новому. Отдельные прутья не пересекались, а лишь соприкасались друг с другом. Линии прутьев стали кривыми и нередко С-образно закручивались.

Если первые работы французских кузнецов находились под влиянием своих европейских соседей, то уже в 18 веке французы достигли такого мастерства в кузнечном ремесле, что начали диктовать свои условия всей Европе.

Французские альбомы с проектами кованых изделий быстро расходились по кузнечным мастерским. В Германии наряду с традиционными областями кузнечного ремесла в Рейнской области, Аугсбурге и Нюрн​берге возникли новые центры в Мюнхене, Вюрцбурге и других городах. Повышался уровень технического уровня оборудования, увеличивался выбор обрабатываемого материала, а в месте с ними возрастало каче​ство конечного продукта.Масштабные изменения коснулись внешнего облика Вены, столицы габсбургской монархии. Появление новых роскошных построек способствовало развитию художественных ремесел. Государственные и общест​венные здания столицы украшались коваными решетками на балконах, люнетах и парапетах. Венец венской архитектуры эпохи барокко — дворцовый комплекс Бельведер, построенный по проекту архитектора Л. Хиль-дебрандта в 1693-1724 гг. Для украшения замка и придания ему показной роскоши среди прочих декоратив​ных приемов были использованы кованые изделия.

Ближе к середине 18 века происходит постепенное отмирание стиля барокко и замена его на новое сти​левое направление — рококо. Распространение рококо также началось с Франции, где его господство пришлось на непродолжительный период правления Людовика XV и Людови​ка XVI. Первые приметы нового стиля появились уже в эпоху Людовика XIV (например, в работах Р. де Котта и Л .Фордена). В эпоху рококо декоративный фактор становится доминирующим, подавляя конструктивность изделия. Производство решеток отошло на второй план, уступив место изготовлению балконов, перил, фо​нарей, домашней мебели, ажурных деталей украшения интерьера, а также похоронных принадлежностей, в которых стиль рококо удачно сочетался с элементами прежних стилей.

Художественные изделия в рокальном стиле отличала подчеркнутая асимметричность, дробность и одно​временно легкость и изящность за счет уменьшения толщины элементов. Расположение S— и С-образных кривых, а также их взаимное соединение стало более свободным. Пустоты между тонкими прутками обильно заполнялись всевозможными гирляндами, букетами, фестонами. Акантовый лист продолжал оставаться ос​новными элементом орнамента, только теперь к нему присоединился еще один типичный для рококо мотив — раковина. В изделиях кузнечного ремесла мотив раковины появился позже, чем в интерьере. В целом, можно сказать, что в эпоху рококо наблюдалось затухание кузнечного ремесла. Кованые изделия потеряли свое композиционное значение, превратившись лишь во вспомогательный элемент.

Одновременно с барокко в эпоху правления Людовика XIV появился еще один стиль, который достиг наивыс​шего расцвета лишь в конце 18 века. Речь идет о классицизме и его завершающей стадии — <b>ампире</b> (1-я по​ловина XIX в). Первые признаки перехода к классицизму появились на закате рококо. Оконча​тельно новый стиль был сформулирован в 1757 г. Г. Бономом. В области художественной ковки — это 70-е го​ды 18 столетия, эпоха правления Людовика XVI. Сам французский монарх был страстным любителем кузнечно​го дела. В королевской резиденции он организовал собственную кузнечную мастерскую, где пропадал целыми днями. В остальной части Европы классицизм появился примерно в то же время, что и во Франции — в послед​ней четверти 18 века. В это время доживал свои последние мгновения недолговечный стиль рококо.

Основой для возникновения ампира послужили раскопки в Помпеях, возродившие интерес к античной культуре. Кузнечные изделия периода классицизма отличают простота, лапидарность, четкость линий, стро​гая симметрия и преобладание геометрических фигур. Наряду с барочными элементами (акантовым листом, фестонами, цветами, лавровыми листочками) распространены окружности, венки и меандры. В орнаменте преобладают прямые гладкие прутья, соединенные попарно. Часто встречаются парные волюты эллиптиче​ской формы, тянущиеся параллельно друг другу и на концах сваренные и скрученные в простую улитку. В се​редине волюты обычно располагается цветочный мотив из акантовых листьев.

Рококо и классицизм завершили процесс упадка кузнечного ремесла, еще совсем недавно переживавше​го свой звездный час.

>Возрождение: век промышленной революции<

19 век ознаменовался сильнейшими переменами в экономической, политической, культурной и общест​венной жизни Европы, подъемом науки и техники. Первой страной промышленного подъема стала Англия, в которой на рубеже 18 и 19 веков состоялась промышленная революция.

Процесс промышленной революции привел к значительным изменениям во многих сферах производства. Усовершенствование технологии чугунного литья вытеснило достаточно дорогую и трудоемкую художествен​ную ковку. До начала 19 века технику литья использовали для получения грубых каминных и печных плит, под​ставок печей и иных нагревательных приборов, горшков, реже надгробных плит. Но уже в первой четверти 19 столетия из чугуна начали отливать такие различные декоративные изделия, как балконные решетки, перила, парковые ограды и канделябры, сначала в литейных мастерских, а затем и в промышленных условиях — на заводах Германии, Австрии, Венгрии и Чехии.

В 70-х годах 1 9 века возникла ситуация в искусстве, которая, с одной стороны, оказала благотворное вли​яние на обновление художественных форм, а с другой стороны, обусловила стилевые метания в переходный период, Художники и ремесленники в поисках источника вдохновения обращались то к Античности, то к Ре​нессансу, то к готике… Искусство ступило на тропу простого заимствования внешних форм исторических об​разцов без создания своих способов художественного выражения. В одном и том же изделии можно было об​наружить смешение стилей разных эпох. Страдал не только внешний вид произведений художественных ре​месел, но и их качество. Подобно прочим ремеслам, художественная ковка на протяжении 19 века пережива​ла тяжелые времена. Традиционные способы обработки металла были забыты или сознательно заменялись менее трудоемкими. В ущерб качеству сварка заменялась пайкой, толстые прутья соединяли грубой клепкой, а декоративные листья не отковывали, а просто вырезали из металлического листа, подходящего по толщи​не. Квалификация кузнецов стремительно падала.

Первые признаки возрождения интереса к ремеслам появились в конце 19 столетия. Значительную роль в этом процессе сыграли всемирные выставки, на которых экспонировались произведения художественных ремесел. В Англии возникло движение прерафаэлитов, появились объединение У. Морриса и “Движение ис​кусств и ремесел”, которые заложили основы нового стиля — модерна, возникшего на рубеже 19-20 веков и просуществовавшего примерно до 191 4 года.

Модерн отличался повышенной декоративностью, базировавшейся на плавных, причудливо изогнутых линиях, вычурных растительных и животных орнаментах. Для форм модерна бы​ла характерна подчеркнутая асимметрия, при которой, тем не менее, создавалось впечатление гармоничной композиции. Основополагающим понятием модерна и его главной приметой была стилизация. Художник брал природную форму и подвергал сознательной стилизации, после которой ее практически невозможно было узнать. Стилизовалось практически все. Благодаря модерну границы между отдельными видами искус​ства стали проницаемыми, а то и вовсе исчезли. Благодаря модерну художник-прикладник (ремесленник) встал на одну ступень с художником-монументалистом.

Эпоха расцвета художественных ремесел стала временем расцвета и кузнечного дела. Снова вошли в по​чет ручная работа и традиционные способы обработки металла, которые подчинялись новым задачам. Вер​нулись сварка, пайка, клепка и продевание. Металл всех сечений обрабатывали исключительно в нагретом состоянии. С целью усиления художественной выразительности изделий художники-прикладники использо​вали комбинацию различных металлов. При этом основа всегда была железной. Художников-модернистов отличало внимательное и уважительное отношение к пластическим свойствам материала

История ковки на Руси.

      История русского кузнечного дела начинается с глубокой древности. Первые изделия кузнецов-подковы для коней, мечи, щиты, бытовые поделки. Одновременно появились и кружевные оконные решётки, предметы интерьера, подсвечники, паникадила. В восьмом веке н.э. русские кузнецы уже владели основными приёмами свободной ковки, горновой пайки, кузнечной сварки. Такая свободная ковка лежит в основе изготовления холодного оружия из многослойной стали (эта многослойная сварочная сталь более известна ныне как Дамасская сталь). В Древней Руси с большим искусством производили не только мечи, шлемы, кольчуги, боевые топоры, но и бытовые изделия (дверные замки, петли на сундуки), а также изящные украшения (перстни, подвески, ожерелья).
      После принятия Русью христианства начинается строительство величественных соборов в Киеве, Новгороде, Пскове, Москве, в убранстве которых очень велика заслуга безымянных русских кузнецов (узорчатые кресты на маковках соборов, парадные ворота, двери и оконные решётки с изящными растительными орнаментами).
     Расцвет кузнечного ремесла приходится на времена Петра Великого. В это время в Петербурге, Москве и других крупных городах создаются дворцово-парковые ансамбли. Решётки, ограды, перила мостов, фонари выполнялись в стиле классицизма, придавали неповторимый облик архитектурным ансамблям благодаря лёгким кованым кружевам.
      В это время ручная ковка из ремесла становится искусством, возникают кузнечные объединения (например, Кузнецкий мост в Москве). Гармония решеток и оград того времени во многом определяет успех великих зодчих того времени, мастеров классицизма Баженова, Казакова,Жилярди.
      Затем в русскую архитектуру приходит барокко. В художественной ковке начинают преобладать растительные мотивы, стебли и цветы, сплетаясь, образуют изящные металлические кружева. Вершиной русского барокко является знаменитая решётка Летнего сада.
      В двадцатом веке основным направлением художественной ковки становиться модерн. Рисунок кованых деталей становиться антисимметричным, ковка всё чаще используется в сочетании со стеклом, металлом, камнем и гипсом, достигает большой выразительности. Постепенно в архитектуру на смену декоративному кованому металлу приходит прокатный профиль круглого, квадратного и прямоугольного сечения кузнечно-штампованный металл. Начинается век индустрии, век шаблонов, секреты русской художественной ковки забываются.
      Но сегодня можно говорить о возрождении этого искусства. Изделия художественной ковки органически сочетаются с любым материалом современного и старинного интерьера. Текстиль, камень, дерево, майолика – становятся только выразительней в обрамлении чёрным металлом. Художественная ковка придаёт особый статус своему владельцу, подчеркнёт индивидуальность жилища, сделает его стильным и красивым.