История развития гончарного дела | «Мышгород» Семейный кемпинг и Центр ремёсел

История развития гончарного дела

В эпоху палеолита, около 27 тысяч лет до нашей эры, появилось гончарное дело, но технология обжига еще не была изобретена.Из глины изготавливались только ритуальные фигурки и простые украшения. Во времена неолита люди изобрели обжиг. Первые изделия из обожженной глины, они же древнейшие свидетельства первых цивилизаций, это грубые, неправильной формы горшки для приготовления пищи. Дно этих горшков было округлым и даже заостренным. Пища готовилась на примитивных очагах из сложенных вместе камней. Горшок с округлым дном попросту устанавливался между камней очага.

В эпоху позднего палеолита появляются горшки с плоским дном.Затем на поверхности глиняных изделий появляется вылепленный орнамент. И, наконец, около 6 тысяч лет до нашей эры возникает роспись по керамике. Именно к этому периоду археологи относят зарождение первых мировых культур. Глиняные статуэтки, домашняя утварь, украшенная рисунками и орнаментами, посуда самых разнообразных форм – все это материальные свидетельства исчезнувших цивилизаций. В это же время человечество изобретает глиняный обожженный блок – кирпич, без которого невозможно представить строительство и в настоящее время.

Особое значение гончарное дело приобрело в эпоху бронзового века – около 4 тысяч лет до нашей эры. В государствах Египта и Междуречья профессия гончара считалась почетной. Мастерство гончара передавалось по наследству из поколения в поколение, от отца к сыну. В то же время были изобретены гончарный круг и глазурь. Гончарный круг – это два расположенных горизонтально колеса, закрепленные на вертикальной оси. Нижнее колесо вращалось ногами, на верхнем закреплялась заготовка из сырой глины. Обычно колеса гончарного круга изготавливались из камня, что придавало им свойства тяжелых маховиков, надолго сохраняющих вращение.

Круг позволил получить керамические изделия правильной формы. А глазурь, слой спекшегося стекловидного вещества (в основе глазури– песок и сода), придала древней посуде водонепроницаемость. До изобретения древними египтянами глазури горшки приходилось обрабатывать органическими веществами. Один из древнейших рецептов состоит в том, что готовый горшок заполняли молоком и ставили в печь томиться. В порах стенок глиняного сосуда образовывалась затвердевшая жировая пленка, которая предотвращала впитывание пористой глиной любой другой жидкости. Но со временем пленка выгорала, и сосуд снова давал течь.

Добавление в глазурь солей металлов позволило придавать керамике определенный цвет. Найденные в ходе археологических раскопок египетских городов глазурованные глиняные предметы представляют не только историческую, но и художественную ценность.

Около 2 тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте появляется фаянс – тонкая мелкопористая глазурованная посуда. К тому же времени относится появление в Китае глазурованной посуды из белой глины – каолина.

Технология изготовления предметов из глины элементарно проста. Сухую глину смешивают с небольшим количеством воды и тщательно вымешивают ее для придания заготовке консистенции теста. Далее из полученного материала лепят предмет нужной формы. Готовое изделие следует просушить. Если сушка идет естественным образом, а поверхность горшочка или глиняной фигурки никак не обрабатывается, то получается изделие из терракоты. Терракота – древнейший вид керамики.Но необожженную терракоту трудно сохранить в целости, особенно, если стенки глиняного сосуда имеют большую толщину. В этом случае глина высыхает неравномерно, и верхние, быстро высыхающие, слои растрескиваются. Поэтому необожженная терракота – чрезвычайно редкая археологическая находка. Обжиг в печи ускоряет просушку глиняного изделия. Кроме того, верхние и глубинные слои глины просушиваются равномерно и одновременно, предотвращая растрескивание. Спекшиеся минеральные вещества глины придают терракотовому изделию прочность. Потому терракотовая посуда из обожженной глины сохраняется лучше и археологам попадается чаще.

Изобретение гончарного крута и глазури придало древней керамике новое значение. Из ремесла прикладного керамика превратилась в искусство. Особое развитие художественная керамика получила в Древней Греции. Греческие амфоры, покрытые черным лаком, расписанные белой и пурпурной краской, рассказывают нам о том, как одевались, как и чем жили древние люди, во что они верили, кому поклонялись.

Совершенствование технологии керамики во многом повлияло на развитие культуры человечества. В VI веке нашей эры в Китае был изобретен фарфор. Фарфоровые изделия были необычайно тонки, почти прозрачны и издавали мелодичный звон. Фарфор изготавливался из смеси огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца.

К XIV веку производство китайского фарфора достигло совершенства. Примерно в то же время фарфоровые изделия впервые попали в Европу, где пользовались огромным спросом. На два столетия позже в Европе началось производство своего, «мягкого» фарфора без каолина. Китайцы держали в строжайшем секрете технологию изготовления фарфора, поэтому ее пришлось изобретать повторно. В начале XVIII века рецепт фарфоровой массы был открыт в Саксонии И.Ф. Бетгером и Э.В. Чирнгаузом. С этого времени в Саксонии начинается производство знаменитого мейсенского фарфора.

В России технология изготовления фарфора была разработана в 1747 году Д.И. Виноградовым. С 1765 года занимающаяся исследованиями в области производства фарфора Порцелиновая мануфактура, основанная в Санкт-Петербурге в 1744 году, переименована в Императорский фарфоровый завод, который и начал выпуск изделий из фарфора по заказам царской семьи.

В Японии с развитием керамики связано возникновение чайной церемонии. Во второй половине XIV века там появились чаши раку-яки и другие сосуды из пористой глины, предназначенные для чая.

В настоящее время гончарное ремесло достаточно популярно. Керамика широко применяется в области высоких технологий. Изоляторы многих электронных деталей телевизора изготовлены из керамики. Износостойкие керамические втулки устанавливаются в автомобильные двигатели. Керамическими огнеупорными плитками покрыта поверхность корпуса космического корабля многоразового использования. Наконец, в быту мы пользуемся керамическими чашками и тарелками. И даже живем в домах, построенных из кирпича.