ОКРАШИВАНИЕ ТРАВАМИ | «Мышгород» Семейный кемпинг и Центр ремёсел

ОКРАШИВАНИЕ ТРАВАМИ

На полях и в лесах произрастает много растений, которыми можно окрасить не только соломку и сухие травы, но и древесину, хлопковые, льняные пряжи и ткани, другие текстильные материалы, а также шелк и шерсть. Другими словами, они годятся и для парикмахерских целей. Многие из этих веществ пригодны для окраски кожи и кости. Некоторые травы, из которых можно извлекать красящие вещества, такие, как марена, в свое время широко использовали для этих целей, разбивали целые плантации. Другие встречаются только в диком состоянии, некоторые – сорняки, как пырей, сурёпка или василек. Найти их можно повсюду: на даче и рядом с вашим домом, на пашне и выгоне для скота, в лесополосе и на берегу реки. Вот далеко не полный перечень растений, употребляемых для крашения: барбарис и береза, бузина и василек синий, вербейник и вереск, горец птичий и горечавка, гравилат и гранатник, гулявник и девясил, дербенник и донник, дрок и дуб, дубровник и душица, зверобой и калган, календула (ноготки) и картофель, коровяк и крапива, крушина и лабазник, лук и льнянка, марена
и мышиный горошек, огуречная трава и паслен, переступень и пижма, подмаренник настоящий и подорожник, полынь (чернобыльник) и просвирник, пырей и ревень, резеда и ромашка, сурепка и тысячелистник, физалис и череда, черника и чина, чистец и чистотел. Палитра растительных красителей не так ярка и насыщенна, как то, что предлагает химическая промышленность, это в основном зеленоватые, желтоватые и бурые оттенки. Природные красители намного меньше выцветают, чем синтетические.

Процесс окрашивания травами состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

Обезжиривание

Пряжу или ткань предварительно стирают в теплой воде с мылом или стиральным порошком. Загрязнение даже следами жира сделает крашение значительно менее эффективным, краска ляжет пятнами. Если материал, который вы готовите к окраске, сильно загрязнен, его нужно прокипятить с добавкой кальцинированной соды. Если Вы хотите воспроизвести древние технологии стирки, вам необходимо проварить обезжириваемую ткань в отваре древесной золы – щелоке, причем кипятить ее нужно в деревянном бочонке (кадке) на дно которой брошены предварительно раскаленные в костре камни. Это называлось – “бучить” белье. Таким же способом из золы растений добывали поташ: золу проваривали, фильтровали, затем выпаривали раствор.
Кроме того, в старину для стирки тканей использовали высушенный и измельченный корень растения мыльнянки или собачьего мыла. Она неприятно пахнет, но благодаря содержанию сапонинов дает с водой обильную пену. На текстильных фабриках в прошлом веке это растение использовали для мытья и обезжиривания особо тонких сортов шелка и шерсти. Можно использовать также другие растения того же семейства гвоздичных: смолевку-хлопушку, зорьку белую, боярскую спесь. Есть и другие моющие растения – куколь, вороний глаз, конский каштан или ягоды бузины.

Экстракция красителей

Большинство красителей, содержащиеся в различных органах травянистых растений – их цветах, листьях и корнях, – принадлежат к двум группам веществ, ксантофиллам и антоцианам. Все они водорастворимы и их легко извлечь простым вывариванием растительного сырья. Вода, используемая для этого, непременно должна быть обессоленной, мягкой; водопроводная для этого, как правило, не годится, как и жесткая вода многих родников и источников. Если вода содержит минеральные соли, краситель может выпасть в осадок, едва перейдя в раствор. Если у вас нет возможности провести дистилляцию воды, зимой можно растапливать снег, а летом – использовать дождевую воду, памятуя, однако что в последнее время, особенно в районах расположения тепловых электростанций, дожди идут, как правило, кислотные. Можно, впрочем, нейтрализовать кислотность воды, добавив на 1 л воды 1 чайную ложку питьевой соды (двууглекислого натрия). В слегка щелочном растворе извлечение красителя происходит несколько эффективнее.
Растительное сырье вываривают в достаточно вместительной посуде, в которой вода полностью покрывала бы траву. Цветы вываривают полчаса-час, листья – час- полтора, а для корней, которые желательно предварительно нарезать, может оказаться мало и трех часов. Выкипающую воду необходимо периодически доливать. Иногда можно слить воду с экстрактом, залить растительное сырье новой порцией воды и продолжать кипячение.
“Бульон” из растительного сырья рекомендуется готовить непосредственно перед крашением. Его остуживают, процеживают через многослойную марлю и сразу же пускают в дело. В самом крайнем случае его можно хранить в прохладном месте, но не более нескольких часов, в противном случае интенсивность окрашивания снижается.

Квасцевание сырья

Растительные красители осаждают на материал, используя квасцы – как правило, это сульфаты различных металлов. Практически окрашиваемый материал сначала пропитывают выбранным закрепителем, а затем смачивают его необходимым растительным экстрактом.
Квасцы способны оказать влияние на оттенок краски, приобретаемой тканью, и это необходимо знать и помнить. Медный купорос применим при окраске соломки (и других материалов) в светлые оттенки желтых, зеленых и коричневых тонов. Темные их оттенки лучше передает железный купорос. Хромовые квасцы (сернокислые хром и калий-хром) хороши, если нужно окрасить материал в зеленовато-серый (хаки), бежевый или кофейный тон. Хлористое олово используют, если нужно получить оттенки желтого цвета. Для передачи голубых, серо-голубых и синих холодных тонов применяют железо-аммониевые квасцы (сульфат железа-аммония). Менее всего на свойства растительного экстракта влияют алюмокалиевые квасцы (двойная сернокислая соль калия и алюминия). Именно их используют, если желают сохранить естественный цвет природного красителя, получить более светлые и чистые тона.
Интенсивность получаемого тона зависит от концентрации квасцов: для получения более светлых тонов количество квасцов уменьшают и наоборот. Обычно раствор для протравы готовят из расчета 3-10 г квасцов на литр воды.
Квасцевать соломку, камыш, ткани и пряжу можно только в эмалированной посуде. Материал стенок железной, медной и алюминиевой посуды вступает в реакцию с протравой, что приводит к негативным последствиям и для материала, и, главное, для посуды: в ней в конце концов образуются дыры.
Чтобы соломка или ткань не пригорала, на дно посуды обычно кладут деревянную решетку. Ткань или соломку желательно время от времени переворачивать, а для этого нужны деревянная палка или, лучше, щипцы. Все эти предметы нельзя делать из древесины, содержащей смолы, дубильные или красящие вещества, не годятся в качестве материала древесина сосны, ели, лиственницы и других хвойных пород, богатых смолой; не подойдут и древесина дуба или ивы, содержащие много дубильных веществ, салицилатов и других нежелательных веществ. Лучше всего для названных целей подходит древесина березы и липы. Разумеется, скрепляя решетку, нельзя использовать металлические гвозди! Планки соединяют “в шип” без клея, фиксируя их деревянными нагелями. Все деревянные детали должны быть тщательно отшлифованы шкуркой или наждачной бумагой, в противном случае вы рискуете получить на ткани затяжки и разрывы.
От равномерности пропитывания окрашиваемого материала квасцами зависит равномерность окрашивания. Опустив промытые и обезжиренные соломку или ткань в раствор для протравливания, их периодически переворачивают там деревянной палкой или щипцами. Раствор кипятят на медленном огне не менее часа.

Окраска

Экстракцию красителей из растительного сырья, и квасцевание, и собственно окрашивание выполняют в одной и той же посуде. Вылив из нее отработанные квасцы, обрабатываемый материал слегка отжимают и возвращают в посуду, заливая его теперь красильным экстрактом. Раствор тут же доводят до кипения. Окрашиваемый материал кипятят на медленном огне в течение часа или более, смотря по результатам. Материал – соломку или ткань – рекомендуется периодически переворачивать, приводя в соприкосновение с красильным раствором все новые его части. В этом случае прокрашивание будет равномерным и глубоким. В случае выкипания раствора, его доливают.
Вынув окрашенную ткань из раствора растительного красителя, ее не полощут, а оставляют для просушки на сутки. Краситель за это время “дозревает” – краска после этой процедуры не выгорает на свету, а ткань «не боится стирки». Лишь затем материал полощут в чистой воде.